Ни для кого не секрет, что практически каждый коренной житель большого города (тем более столицы) считает, что именно его место обитания является пупом Земли - и приводит тому в доказательство неопровержимые аргументы. По поводу столицы Нидерландов, кроме упоминания о мнении людей, её населяющих, можно сказать, что уже одно только слово "Амстердам" ассоциируется с местом, где реально увидеть и попробовать вещи, которые в любой другой точке "цивилизованного мира" потянут за собой шлейф серьезных проблем. Рассказы побывавших в Амстердаме порождают и легенды о городе, в котором дома не стоят на земле, а, нависая над каналами, растут как грибы, реки текут над головами у людей, а сами люди не ходят пешком, передвигаясь исключительно на коньках либо велосипедах.
Но не будем спорить об анатомическом расположении Амстердама на планете - важно только то, что скучать тут не придется, можете поверить мне на слово.
Итак, Амстердам! - Северная Венеция, столица калибра Парижа и Рима, Нью-Йорк Европы. Отправная точка всех морских путей. Старший братец Санкт-Петербурга. Город свободы. Наконец, просто популярнейший туристический центр.
Прежде всего, нужно отдать должное строителям города, оградившим его территорию дамбой и выстроившим своё поселение на затапливаемых островках - так, что практически вся его площадь находится ниже уровня моря, и если бы не ветряные мельницы, вплоть до появления электричества беспрерывно откачивавшие воду, и не дамбы, удерживающие море в своих берегах, а реки в своих руслах, то на месте Амстердама (впрочем, как и всей северной Голландии), был бы тот же пейзаж, что и 800 лет назад: архипелаг заболоченных островков и водная гладь. Можно сказать, что первая, самая главная достопримечательность этого города - его земля, созданная человеческими руками. Потому и существует горделивая поговорка: "Бог создал небо и землю, а Голландию создали голландцы".
Причудливая и компактная архитектура невольно подталкивает на сравнение Амстердама с большой красивой игрушкой или каким-нибудь гномичьим поселком, и поначалу с трудом позволяет воспринимать его как "настоящий" город. Ведь как можно жить в таких кривых и узких строениях? - А объясняется это тем, что, строя Амстердам, люди буквально каждый квадратный метр суши отвоёвывали у моря и болота. При таком дефиците земли не очень-то побалуешься широкими улицами и роскошными особняками. Результат - убористость городского пейзажа, а заодно и бережливость в характере самих амстердамцев. Зыбкая илистая почва стала причиной деформации фундаментов многих зданий. Взгляните на ряды "плящущих домиков" над рекой Амстэл - торчат вкривь и вкось.
То, что ни один дом в Амстердаме не стоит на земле, тоже правда: каждый из них покоится на 12-20-метровых сваях, вбитых в сложный бутерброд из песка, ила и бычьих шкур. Так, например, здание Центрального вокзала стоит на трёх искусственных островах и более чем девяти тысячах свай.
А королевский дворец на площади Дам (Dam) амстердамские патриоты попросту называют восьмым чудом света: фундамент чуда лежит на 13.659 столбах. По поводу строительства домов на сваях философ Эразм Роттердамский сказал: "Люди в Амстердаме живут, как птицы на деревьях". Правда в наше время эту фразу, видимо, удобнее понимать как сатирический намёк на жилищный кризис: изрядная часть горожан, не располагающая частным, контрактным или социальным жильём (молодёжь, в основном), с трудом представляет себе, под какой крышей придётся ночевать через месяц.
В старину налог на недвижимость впрямую зависел от ширины фасада, отчего любители материально помочь родному государству начали сооружать дома "вглубь", а зачастую ещё и наискосок - если крайний дом в ряду стоял на набережной в форме угла. Теперь же, как и раньше, по ширине фасада можно определить, насколько бедная или богатая семья за этим фасадом проживала.
Попадёте Вы на так называемый "Gouden Bocht" ("Золотой поворот" кольца главных каналов) - и перед Вами предстанут хоромы богачей 17 века, благодаря ширине фасадов более похожие на "нормальные" дома, а в начале канала Singel, под номером 7, Вы сможете увидеть самый узкий в мире дом - шириной всего в 1 метр. Он, как ни странно, и сегодня обитаем.
Узкие дома, а значит, и их узчайшие винтовые лестницы, заставляли вносить и выносить из дома мебель, ящики, бочки с пивом и даже гробы с покойниками не иначе как через фронтонные окна - при помощи подъёмника, установленного на верхушке фасада каждого дома.
В Амстердаме очень много так называемых "пакхаузов" (
pakhuis - ср. с русским "пакгауз") - особенно на Канале пивоваров (Brouwersgacht) и Острове принцев (Prinseneiland). Их вы легко узнаете по тому, что вместо окон у этих домов - двери: опять-таки для удобства внесения и вынесения габаритных предметов со стороны дома, смотрящей непосредственно на воду, эти "рабочие" стены, к которым швартовались суда, как правило, ещё и слегка наклонены вперёд, чтобы перемещаемый груз не царапался о строение. Оттого-то и говорят, что "амстердамские дома нависают над каналами".
На набережной Принца Хендрика (Prins Hendrikkade), где когда-то располагалась гавань, возле въезда в подводный тоннель под заливом Ай (Het IJ), что соединяет центр с северными районами, Вы можете увидеть здание, в своё время бывшее Морским арсеналом - самым большим складом города. Теперь в нём помещается Музей мореходства, а перед музеем красуется "Амстердам" - точная копия трёхмачтового торгового парусника 17 века.
В городе насчитывается девять десятков островов, около 600 мостов, а протяжённость амстердамских каналов - примерно 100 километров: вода в них очищается 5 раз в неделю при помощи шлюзов, связывающих каналы с заливом Ай.
Плотная сеть каналов появилась не как результат нехватки средств для борьбы с водой и не для её отвода. Большинство их прорыто в так называемом "Золотом веке" (16-17 вв.), когда город было прозван "большим европейским магазином" - за снабжение ближайших королевств кофе, чаем, табаком, специями и другой заморской экзотикой. Амстердам принимал огромное количество торговых судов со всего света. (Сейчас функция "морских ворот страны" перешла к Роттердаму.) Многие из амстердамских зданий того времени являлись оптовыми магазинами, и благодаря тому, что почти все они стояли на набережных каналов, иностранные купцы могли подвести свою посудину к любому дому-складу, чтобы загрузить или выгрузить товар - при помощи уже упомянутого блока-подъёмника в верхней части фасада.
Основные амстердамские водные пути, скопом прозванные Grachtengordel - "пояс каналов", были прорыты в форме эдаких подков, обоими концами соприкасающихся с заливом Ай.
Нынешний центр города был изначально рыбацким поселением, носившим имя Amstelredam (т.е. жители с реки Амстэл + дамба). Получив статус города, Амстердам обзавёлся крепостной стеной, дошедшей до нас в виде четырёх траченных временем башен: Башни плача (Schreierstoren) - некогда с неё, плача, вслед кораблям махали платками жёны моряков, Весовой башни (De Waag, она же - бывшие городские ворота Св. Антония постройки 13 века), расположенной на Новом рынке - в ней Рембрандт создавал свой шедевр "Анатомический урок доктора Тюльпа", башни Монтелбанс (Montelbanstoren) по кличке "Чокнутый Якоб" (Male Jacob), а также Монетной башни (Munttoren), от которой начинается амстердамский цветочный рынок (Bloemenmarkt) - сейчас там можно приобрести живые цветы, семена и, конечно же, луковицы знаменитых голландских тюльпанов родом со дна осушенного Хаарлемского озера (осушенного, кстати, за 3 года и 1 месяц - и ставшего в своём новом состоянии, пожалуй, величайшей в мире (180 кв. километров) цветочной плантацией). Если же Вас заинтересует более широкий выбор цветов или приобретение их оптом, Вы можете отправиться в местечко Аалсмэйр (Aаlsmeer) неподалёку от Амстердама: там проходят
аукционные торги декоративными растениями, а Ваша покупка может быть доставлена из Аалсмэйр в любую точку земного шара менее чем за сутки.
Выравшись из Амстердама, грех будет не заехать в Заандам (Zaandam) и не взглянуть на домик Петра I: в нём царь жил, работая на судоверфи и постигая науку строительства кораблей - до того, как его инкогнито было раскрыто и Петру пришлось переехать в Амстердам на помпезный Господский канал (Herengracht).
А от Заандама рукой подать до Заансе Сханс (Zaanse Schans) - этнографического музея под открытым небом, где крестьяне живут придерживаясь вековых обычаев: носят живописные народные костюмы и тут же вырезанные кломпы (тяжёлые деревянные башмаки - альтернатива русским лаптям), изготавливают сыр по дедовской технологии - и имеют с этого определённый доход: Заансе Сханс посещается почти всеми туристами, приехавшими в Голландию - подобный аттракцион в Европе мало где увидишь. Городок-порт Эдам (Edam) и рыбацкая деревенька Волендам (Volendam) также весьма привлекательны.
Кроме того, в провинции Северная Голландия (Noord-Holland) есть ещё множество других деревень и маленьких городков - удивительно красивых, почти игрушечных, каждый - со своими причудами и диковинами. Самое любопытное то, насколько они непохожи: архитектура и даже диалекты могут очень сильно разниться, хоть и находятся эти городки и деревни друг от друга всего в нескольких километрах. Дело в том, что этих местечки - Monniсkendam, Den Ilp, Broek in Waterland, Purmerend - раньше были островами, и на каждом из них за сотни лет относительной изоляции сформировался свой уклад жизни и собственная разновидность голландского языка.
Однако вернёмся к столице Нидерландов и её обитателям.
Главная черта в характере амстердамцев - гостеприимство: взгляните хотя бы на огромные окна без штор, выходящие прямо на шумную улицу и позволяющие заглянуть внутрь дома. Либерализм, знаменитая амстердамская атмосфера терпимости (кто как хочет, тот так и живёт): и проходящая параллельно со стремлением к деланью денег страсть к экономии, доходящая порой до откровенного маразма.
Последнее характерно как для жителей столицы, так и для всех голландцев, но на севере страны это качество развито заметно сильнее. Коренные амстердамцы стараются сэкономить на всём, чём только возможно - даже на угощении для приглашённых в гости. У них нет, например, такого понятия как "званый обед". Если в Амстердаме Вас позовут "пообедать" или "поужинать", то, скорее всего, это произойдёт в ресторане, где оплата, согласно обычаю, будет производиться "по-голландски": каждый платит за себя сам вне зависимости от того, приглашал ли он или был приглашён. Существует даже крылатый анекдот: "Как, двигаясь из Бельгии по пересечённой местности, где нет дорог и, соответственно, табличек с обозначением границ, определить, в Голландии ли Вы уже или ещё в Бельгии? - Очень просто: если во дворе какой-нибудь фермы будут замечены куски туалетной бумаги, прищепленные к бельевым верёвкам для просушки с целью повторного использования, значит это - Голландия!"
"Нидерланды - маленькая страна, и мы не имеем ничего, кроме того, что имеем", - скажет Вам увесистый пожилой господин, попивая jenever (голландскую пшеничную водку) за стойкой амстердамского бара, - "потому мы и бережём своё добро". А хозяин этого же заведения выставит напоказ всю свою деловую натуру, вспомнив другую народную мудрость: "В Голландии только солнце встаёт бесплатно. Так что береги денежку, ведь за всё остальное придётся платить".
Роскошно одеваться в Амстердаме не принято: это признак расточительности, а значит дурной тон. К тому же амстердамцы - народ простой, и считают, что даже если кто и располагает большими средствами, то совершенно незачем выставлять этот факт напоказ и добиваться чьего-то расположения своим видом. "В Голландии все равны - и на "Вы" мы обращаемся только к королеве", - поведает Вам ещё одну истину шумный рубаха-парень - другой посетитель того же кабачка.
Всё это вроде бы забавно, однако благодаря именно таким "скупердяйским заскокам" в сочетании с невероятным упорством голландцы, как столетия назад, так и теперь занимают почётное место на международной экономической арене. Голландцы любят и умеют зарабатывать деньги и очень не любят тех, кто составляет им в этом конкуренцию. Но зато если Вы беднее голландца хотя бы на цент и просите о помощи, он поможет Вам всем, чем только сможет. Этим и живут в Амстердаме многие странного вида люди: "Здравствуйте, меня зовут Ханс. Я не наркоман и не алкоголик, а просто бездомный. Но не несчастный!! И если у Вас найдётся для меня лишних 2-3 монеты, я с удовольствием расскажу о себе что-нибудь ещё".
Атмосфера терпимости, созданная к изгнанникам, и титул свободного города - атрибуты Амстердама ещё со средневековья, когда под протестантскими знамёнами поднялся бунт против "контролировавших" Европу испанских инквизиторов, и город стал предоставлять укрытие беженцам. У иностранцев не было своих кварталов или гетто - они могли селиться где угодно. В ту пору и началась мультинационализация Амстердама. В наше время это привело к тому, что Амстердам был прозван "Нью-Йорком Европы". К слову сказать, история настоящего, американского Нью-Йорка имеет прямое отношение к столице королевства Нидерландов: он был основан голландцами в 1625 году как колониальный посёлок Нью-Амстердам (Nieuw Amsterdam). Позже, в 1664, Новый Амстердам отошёл англичанам и уже от бриттов получил имя Нью-Йорка - в честь герцога Йоркского. Но и при англичанах в названиях близлежащих к Нью-Йорку местечек сохранились голландские мотивы: например, Бруклин и Гарлем - не что иное как изменённые на английский лад названия поселений Брёокэлен (Breukelen) и Хаарлем (Haarlem), что неподалёку от Амстердама.
А современный Амстердам и по сей день продолжает расселять в своих новостройках беженцев из стран третьего мира - принимая их, Голландия как бы искупает свою вину за годы работорговли и ограбления колоний. Амстердамский либерализм знаменит также благодаря относительно свободной торговле лёгкими наркотиками, до предела откровенно презентуемой идеей "LOVE FOR SALE" и свободе публичного самовыражения, так ценимой любителями экстравагантного образа жизни. У Западной церкви (Westerkerk) даже есть памятник сексуальным меньшинствам, ставшим жертвами Второй мировой войны - что-то вроде треугольной пристани, выдающейся в канал.
Гей-клубы и дискотеки для мальчиков можно найти по всему городу, но, пожалуй, самые яркие расположены на улице Вармусстраат / Warmoesstraat, недалеко от Центрального вокзала. А сразу за ней начинается квартал красных фонарей с его бурной ночной жизнью, стрип-кафе, борделями и такими очагами культуры, как музеи секса и конопли.
Марихуану и гашиш Вы можете отведать тут на каждом углу, в самых различных видах и самых экзотических сортов, в любом заведении, называющемся coffeeshop (именно кофишоп, а не кофихаус (koffiehuis) или кафетерий (cafetaria). Каждый кофишоп является колоритной частью амстердамского городского фольклора, так как хозяин заведения старается придать своему детищу особую атмосферу: к созданию интерьеров привлекаются дизайнеры - уличные гении и респектабельные профессионалы, почти всегда делающие из наркокафе произведения искусства. Кроме кофишопов, существуют другие любопытные места, называемые смартшопами (smartshops) - здесь посетители могут приобрести, кроме продуктов из конопли, псилобициновые грибы, коренья-стимуляторы и другие несинтетические препараты, а также семена, оборудование для комнатных плантаций и книги-инструкции, - в общем, все, что нужно для выращивания на дому своего райского садика.
Многих шокирует такого рода попустительство со стороны властей, но большинство видит в этом мудрый политический ход. Ведь то, что процент тяжелых наркоманов в Голландии во много раз ниже, чем в любой другой европейской стране, остается фактом. А тем, кто интересуется, насколько верно, что жителями Амстердама анаша употребляется как сигареты, можно ответить вопросом на вопрос: "Правда ли, что в России вместо чая и кофе все пьют водку?"
Амстердамцы любят повеселиться. Не так, как испанцы или итальянцы, но тоже неплохо. Побывайте в Амстердаме хотя бы 30 апреля - в День королевы, самый большой голландский праздник. После него все улицы засыпаны буквально как снегом банками из под пива и раздавленными пластиковыми стаканами. Но и здесь полезное совмещается с приятным: день вступления королевы Беатрикс на престол - единственный день в году, когда каждый имеет право торговать, чем только захочет (ну, почти всем:). Даже маленькие дети, как заправские дилеры, красиво выставляют на продажу старые игрушки и прочитанные комиксы, гонясь за своим не столь уж длинным, но всё же рублём.
Амстердамский юмор знаменит на всю страну. Достаточно одной меткой шутки на каком-нибудь из северных наречий - и в Вас заподозрят амстердамца. Даже Её Величество - и та не избежала острот своих подданных. Мало того, что её разногласия со старшим сыном Виллемом-Александером по поводу личной жизни крон-принца обсуждают все кому не лень, так еще то и дело на каком-нибудь плакате, рекламирующем амстердамскую дискотеку или ночной клуб, можно увидеть карикатуру на Беатрикс: августейшую персону, трущую блины за диджейским столом или, того хуже, - голяком в развязной позе.
Именно в Амстердаме было придумано знаменитое сравнение трёх важнейших голландских городов, подобно российским Москве и Питеру, оспаривающим звание столицы: "Роттердам работает, Гаага правит, а Амстердам гуляет".
Теперь, раз уж к слову пришлось, давайте и сами прогуляемся.
На стыке двух центральных улиц - Дамрак (Damrak) и Рокин (Rokin), пролегших поверх бывшего устья реки Амстэл (Amstel), находится сердце города - площадь Дам (Dam) - с королевским дворцом, непристойно фаллическим Национальным монументом (памятником жертвам немецкой оккупации), отелем "Krasnapolski" и дорогим универмагом "Bijenkorf" - "Улей". Именно здесь в 12 веке была заложена первая дамба, давшая впоследствии названии площади ("dam" переводится с голландского как "дамба", "запруда"), и появился рыбацкий посёлок.
Если стоять на площади Дам лицом ко дворцу (а он, кстати, за всю свою историю только два года был королевской резиденцией - для брата Наполеона Бонапарта, Луи) и Новой церкви (или церкви Св. Екатерины), то справа, в конце по местным меркам широкой улицы Дамрак,
Вы увидите возвышающиеся башни Центрального вокзала (Centraal Station), а слева - улицу Рокин, заканчивающуюся Монетной площадью (Muntplein), Цветочным рынком (Bloemenmarkt) и руслом одной из двух природных водных магистралей города - реки Амстэл. Над ним красуется конная статуя любимицы нидерландского народа - королевы Вильгельмины, бабушки сегодняшней хозяйки престола - королевы Беатрикс. А Вильгельмина приходится внучкой Анне Павловне Романовой - дочери российского императора Павла I.
Мы с Вами движемся именно в этом направлении и оставляем за спиной уже упомянутый Национальный монумент. Вообще, памятников жертвам войны в Амстердаме очень много. Один из наиболее известных - дом-музей Анны Франк, еврейской девочки, посмертно ставшей знаменитой благодаря дневнику, в котором она описала свою подпольную жизнь в оккупированном Амстердаме. Дом Анны Франк Вы найдете на Канале принцев (Prinsengracht) за колокольней Западной церкви.
И вот мы на Монетной площади. Слева - "Европейский отель" (Hotel de l'Europe), а на той стороне канала Singel начинается уже знакомый нам цветочный рынок - память о тюльпановой лихорадке, охватившей город в 17 веке, когда все, от придворных до трубочистов, выращивали тюльпаны, надеясь вывести новый супер-сорт и, конечно же, разбогатеть.
Если пойти прямо от Монетной площади по улице Reguliersbreestraat, Вы выйдете на Площадь Рембрандта (Rembrandtplein), с ее многочисленными кафе, дискотеками, казино и другими увеселительными заведениями. Рядом, на Thorbeckeplein (площади, названной в честь Яна Рудолфа Торбеккэ - голандского государственного деятеля 19 в.), по воскресеньям устраивается арт-базар, а под памятником Рембрандту летом организуют свой копеечный нелегальный бизнес авторы городских пейзажиков.
Пройдём дальше, оставив справа за Thorbeckeplein начало Золотого Поворота, и через некоторое время выйдем к реке Амстэл. На правый берег мы перейдём по Голубому мосту (Blauwe brug) - и окажемся на площади Ватерлоо (Waterlooplein), перед тяжелой модерновой громадой, называющейся Стопера (Stopera) - зданием муниципалитета, странно совмещённого с городским Оперным театром.
Сразу за Стоперой, перед одной из немногих в Амстердаме католических церквей (храмом Моисея и Авраама), живёт своей булькающей жизнью амстердамский блошиный рынок - Vlooienmarkt. Очень уважаемое место среди амстердамцев. Поднимемся по лестнице к широкой улице Jodenbreestraat. Симпатичный домик напротив Театральной академии - дом Рембрандта, в котором мастер прожил 20 лет счастливой жизни с женой Саскией и создал свои лучшие работы - такие, как "Групповой портрет регентов", "Еврейская свадьба" .
Теперь мы направимся в сторону серебристой колокольни Южной церкви и снова окажемся в историческом центре, у комплекса зданий Амстердамского университета, на блистательном Kloveniersburgwal.
А вот еще одна достопримечательность: Мост поцелуев, известный как место, где не располагающие большими деньгами приобретают у местных наркоманов за сравнительно низкую цену свежеукраденные велосипеды. Звучит ошарашивающе, но амстердамцы объясняют это явление очень просто: "Как футбол и бег на коньках, воровство велосипедов - наш национальный вид спорта. Если вы не находите своего двухколесного друга на месте, воспользуйтесь, по возможности, велосипедом соседа, и не мучайтесь угрызениями совести - бывший хозяин вашего нового коня поступит точно также с великом следующего соседа. В Амстердаме байков много - хватит на всех".
От Дама на Монетную площадь можно также пройти по Телячьей улице (Kalverstraat) - одной из наиболее популярных улиц среди любителей путешествовать по магазинам. Примерно посередине Kalverstraat находится площадь Spui - прибежище местной богемы. За частоколом остроконечных домов, окружающих Спау, скрывается Монастырь бегинок (Begijnhof) - оазис тишины вблизи шумной Kalverstraat. Монастырём этот комплекс домиков уже не является, но в нём всё же действует пара церквушек, слышится органное гудение и продолжают жить тихие старушки, похоже, смирившиеся со своей судьбой живых достопримечательностей: и с туристами, которые заходят в Begijnhof из чистого любопытства и проводят некоторое там время на лавочках, разглядывая дворик и отдыхая.
Через площадь Спай выйдем на канал Сингел (Singel) и, пройдя насквозь Королевскую площадь (Koningsplein), по другой магазинной улице - Лейдсестраат (Leidsestraat) попадём на Лейденскую площадь (Leidseplein) - там когда-то приезжавшие со стороны города Лейдена купцы оставляли свои транспортные средства - из-за указа, запрещавшего перемещаться по городу на "грузовом" конном транспорте.
Leidseplein - это настоящий рай не только для беззаботных туристов, но и для местных любителей весёлой жизни. Здесь самое большое скопление ресторанов, ночных кафе и дискотек на все возможные вкусы, в том числе и знаменитые рок-заведения Melkweg (Млечный путь) и Paradiso (Рай).
Дальше за Leidseplein Вы попадёте в Парк Вондэла (Vondelpark), названный именем "голландского Шекспира" Йоста ван ден Вондэла (Joost van den Vondel, 1587-1679), а оттуда рукой подать до Площади музеев (Museumplein), на которой рядом с Концертным залом (Concertgebouw) и Консерваторией (Concervatorium) разместились три главных амстердамских музея: Государственный (Rijksmuseum), Городской (Stedelijk museum) и Музей Ван Гога (Van Gogh Museum).
Государственный музей был первым зданием в Амстердаме, построенным специально для хранения и публичной демонстрации произведений искусства, его очень легко узнать по архитектурной схожести с Центральным вокзалом, так как оба они спроектированы одним архитектором - Петрусом Кауперсом (P.J.H.Cuypers). Сейчас в музее хранится богатейшая коллекция работ старых голландских мастеров во главе с Рембрандтом, Вермеером и Халсом.
В Городском музее, как правило, выставляется современное искусство, а название музея Ван Гога говорит само за себя. В этом музее собрана крупнейшая коллекция картин великого художника - около 200 работ.
Наш марш-бросок по столице Нидерландов, увы, не бесконечен. Если Вы уже хотите подкрепиться, то, кроме огромного количества сортов голландского сыра, продаваемого как в супермаркетах, так и в специальных лавочках, Вам обязательно надо попробовать удивительную голландскую селедку - вкусовое первенство по этому продукту Нидерланды уже века не могут поделить с Англией. Селёдку (она же - haring) Вы обнаружите в многочисленных передвижных рыбных ларьках или специализированных магазинчиках. Серьезной едой это, конечно, не назовёшь - потому зайдите в какое-нибудь кафе, где подают блюда нидерландской национальной кухни и закажите себе, например, стампот (stampot) - традиционное кушанье из картошки, квашеной капусты и крестьянской колбасы. И, конечно же, запить его надо для полноты ощущений голландским пивом - "Хейнекеном", к примеру.
Кстати, по поводу "Хейнекена": хотя в Амстердаме его пьют все - от нищих до миллионеров, - но все же слегка недолюбливают. "У "Хейнекена" тот же цвет, что у воды в каналах. Да и вкус:", - бурчат пивные специалисты. Так что обращайте внимание на пивную эмблему над входом, указывающую на бочковый сорт напитка в этом заведении. В "Хейнекене", в общем-то, ничего страшного нет, но всё же не стоит обходить вниманием такие напитки как Grolsсh, Dommelsch, Amstel. Если Вы не почувствуете такой уж существенной разницы между "Хейнекеном" и этими сортами, махните на всю эту чепуху рукой, окиньте взглядом канал и проводите глазами сияющего младенческой улыбкой двухметрового полицейского на роликовых коньках.
Ощутить истинно голландскую прелесть всех этих вещей, не находясь в амстердамском кабачке или кафе, практически невозможно. Амстердам, кроме истории, красоты и плотных ужинов, носит в себе еще какую-то необъяснимую энергию. Это странный город: пропитанный запахом свободы, марихуаны и пива, но, наверное, именно в этом и есть его притягательная сила.
Антон Ширкин - текст
Инга Тренда - фото
Серж Маркелов - фото, web research
Амстердам в сетке:
Сайт городской администрации (языки - голландский, английский).
www.amsterdam.nl
Сайт, принадлежащий Бюро по уходу за памятниками. Под памятниками в данном случае понимается всё что угодно - дома, мосты: Очень толковый ресурс (языки - голландский, английский).
www.bmz.amsterdam.nl
Довольно попсовый путеводитель по городу (языки - голландский, английский).
www.amsterdamhotspots.nl
Сайт амстердамского Городского музея (языки - голландский, английский).
[Адрес музея: Paulus Potterstraat 13, телефон: (+31) 20 573 29 11.]
www.stedelijk.nl
Web-филиал Государственного музея (языки - голландский, английский, итальянский, французский, испанский, немецкий).
[Адрес музея: Stadhouderskade 42, телефон: (+31) 20 674 70 47.]
www.rijksmuseum.nl
Сайт Музея мореходства (языки - голландский, английский).
[Адрес музея: Kattenburgplein 1, телефон: (+31) 20 523 22 22.]
www.generali.nl/scheepvaartmuseum
Сайт Музея Ван Гога (языки - голландский, английский, японский).
[Адрес музея: Paulus Potterstraat 7, телефон: (+31) 20 570 52 00.]
www.vangoghmuseum.nl
Сайт Музыкального театра (языки - голландский, английский).
[Адрес театра: Amstel 3, телефон: (+31) 20 625 54 55.]
www.stopera.nl
Ресурс Дома-музея Рембрандта (языки - голландский, английский).
[Адрес музея: Ощвутикууыекффе: ой.., то есть, конечно же, Jodenbreestraat 4, телефон: (+31) 20 520 04 00.]
www.rembrandthuis.nl
Сайт дома-музея Анны Франк (языки - голландский, английский, испанский, немецкий).
[Адрес: Prinsengracht 263, телефон: (+31) 20 556 71 00]
www.annefrank.nl
Сайт "Музейный квартал" - ресурс с отличным и функциональным дизайном, темы - культура (по минимуму), шопинг, рестораны (язык - английский).
www.museumkwartier.nl
Виртуальный тур по городу - магазины, достопримечательности и прочее (язык - английский).
www.channels.nl