Голландцы
Есть такое выражение: "китайцы Европы". Это о голландцах. О странности этой нации на
фоне остальных народов западной части континента. (Мы, восточные его жители, думаю,
вполне можем к данному мнению присоединится - только для этого надо приехать в NL и
провести тут лет пять в наблюдениях.) В самом деле, у большинства европейцев в головах
существуют устойчиво-расплывчатые образы "типичных представителей" центровых соседей
по культуре: француз - жуир, закусывающий багет лягушачьими ногами под
"Шато-Нёф" (о француженках просто нету слов - одни междометия), англичанин - овсянка,
холодная ирония, футбольный вандализм, котелок, рыжие усы, немец - туповатый
гений-механик, обожающий войну и кружевные занавески. В общем, представления вполне
карикатурные, ксенофобские, смягчённые необходимостью всё же как-то друг с другом
общаться. А вот образа типичного голландца НЕ СУЩЕСТВУЕТ, как показали полевые
исследования, проведённые автором в разных странах. Исключения составляют Бельгия и
самый запад Германии: бельгийцы голландцев представляют в их истинном виде
(как внешне, так и по содержанию), немцы - как недоделанных немцев. Да в приморских
областях Испании, где голландцы часто проводят отпуска, знакомы с их курортной
ипостасью. Создаётся впечатление, что голландцы - слабоосязаемые жители неких
евровыселок типа Исландии, и только плоды их труда (электроприборы, лекарства плюс
посконные сыр, пиво и тюльпаны) в компании с марихуанно-либеральной амстердамской
мифологией сигнализируют миру о существовании страны Holland.
|
Такой информационный провал связан, видимо, отчасти с относительно слабой потребностью голландцев в культурной экспансии, отчасти с размерами страны, отчасти с тем, что внешнее (пусть и заочное) впечатление от Нидерландов напрочь парализует способность к анализу у 90% иностранцев: оперной пышности декорация, которой является страна, как-то мешает подумать о фигурантах спектакля.
У добравшихся же сюда в поисках ощущений туристов голова моментально идёт кругом - успевать бы ею вертеть, восхищаться мельницами и - опционально - прикуривать косяки один от другого.
Для пристального взгляда требуется время.
Будь открытым, будь закрытым... - будешь голландцем
"Китайцами Европы" обитателей Нидерландов называют, видимо, из-за этой самой неуловимости образа и вообще скрытности, коей они большие мастера. Что касается последнего качества, то первое впечатление от жителей страны ("искренние, сердечные люди") - не более чем иллюзия. Это товар, лежащий на витрине. Ритуалы вежливости - один из наиболее милых голландских инструментариев. К тому же обитатели NL, как правило, хорошо владеют английским и немецким языками (с французским ситуация несколько хуже, но и наречие Дидро тут вполне в ходу). - Всё это делает поверхностные контакты с ними удобными до безобразия: иностранец может провести пол-жизни где-нибудь в Амстердаме, не умея сказать по-нидерландски "здрастьте". Удивительным образом голландцы осторожничают говорить на своём родном языке с зарубежными гостями, употребляя тот же инглиш или дойч. - Но после особой просьбы делают это, да ещё, типа, поражаются: "Где ж это ты так хорошо выучил голландский?" (причём уровень знания иностранцем языка не играет никакой роли - возможно тут имеет место элемент стёба).
Удивительная коммуникабельность местных - явление того же порядка, что и дружелюбие хорошего продавца: самая торговая нация Европы в совершенстве освоила искусство быть приятной. Голландец внутри - холоден и расчётлив, каждое слово его продумано, он почти всегда знает, чего хочет, он задаёт чёткие вопросы и намеревается получить чёткие ответы - в рамках тех понятий, с которыми знаком, попытки заразить его своей логикой (уж тем более чувствами) кончаются ничем - уверенность в истинности собственного строя мыслей носит черты диагноза. Это правило, из которого есть исключения - но они встречаются, главным образом, в маргинальных слоях населения. "Нормальный" же голландский оппонент может и согласиться с Вами - но не с мнением как таковым, а с тем, что Вы имеете на него полное право. Однако голландская неколебимость даёт сбои в сфере бизнеса и вообще трудовых отношений: если речь заходит о деньгах и работе - самых главных здешних наркотиках - перспектива получения прибыли нередко сообщает жителям NL удивительную психическую гибкость. Они становятся совершенно другими людьми и именно в эти моменты делаются чем-то похожи на нас, живущих в мире инстинктов. (Шутка.)
Голландцы ориентированы на существование в системе конкретных обстоятельств - потому следов метафизической интоксикации, столь привычной в России, в NL сложно сыскать даже на факультетах философии. Любое "странное" занятие (написание стихов, малопонятных картин, наконец, то же философствование) общество принимает без улыбки, только если автор сумел вписаться в социум на его правилах и обрасти подтверждениями таланта: кафедрой в университете, выставками, книгами, положительными отзывами прессы о своей деятельности. Голландию следует признать витриной западного общества не только по внешним признакам, но и по причине полной и окончательной победы буржуазности над остальными фундаментальными идеями. (По слухам, в Швейцарии объятия сжаты ещё плотней, но - сложно в это верить.)
Голландца должно быть много
Приехавший же в Нидерланды впервые - поражается, прежде всего, размерам голландцев.
Они (голландцы и размеры) огромны. Это самая высокая нация в мире. Средний рост
мужчин - 192 см, женщин - 178. Много раз я слышал, что голландцы также и самый красивый
народ. (На вкус и цвет товарищей, как говорится, нет: при всём восторге местными
стройными ногами и тугими джинсовыми попами автор этих строк всё же наиболее
расслабленно чувствует себя в компании русскодумающих девушек.) И женщины и мужчины
часто имеют вытянутые головы, угловатые челюсти, светлые волосы, длинные руки-ноги,
прямую осанку и взгляд полный силы. Типичные выражения лица голландца, идущего по
улице: 1) деловитая отстранённость, 2) хитроватая самодовольная полу-улыбка с намёком
на некое волшебное знание. Походка, как правило, целеустремлена и тверда - на грани
лёгкой агрессивности. Большинство жителей Нидерландов ОЧЕНЬ много внимания уделяют
питанию и поддержанию тела в отличной спортивной форме - потому от многих из них
исходит ощущение своего рода олимпийскости.
|
Голландца/голландку почти всегда можно узнать в толпе - хоть в Твери, хоть на
Маврикии - по вышеописанным признакам, излучаемому чувству осознанного превосходства и
свойственной англосаксам манере довольно громко разговаривать. Есть, конечно,
неклишированные физические типы: полные голландцы, например, похожи на полных немцев и
скандинавов..., да и вообще..... - излишний вес затрудняет удобство национальной
идентификации и журналистской мысли - так что... гм... свернём с этой буксующей темы.
А впрочем, пока нет: голландцы африканских, арабских или смешанных кровей (таких немало)
могут быть распознаны за границей, пожалуй, только по языку. (Голландский язык - это
особая статья, текст о нём помещён в разделе "Странности" -
там же рассказано почему.)
Впечатление "Диснейленда для взрослых", которое Голландия производит на вновьприбывшего, верно очень во многом. Страна-аттракцион радует не только красотой и продуманностью каждой детали, но и тем, что всё это работает, крутится, бодро жужжит, едва ли не на глазах становясь ещё ярче, дешевле и вкусней. Неверно только видение голландцев как беззаботных людей. О том, сколько усилий вложено в каналы, дороги, тюльпанные поля и миллион сортов сыра, боязно размышлять. Но придётся - работа есть работа.
Голландский бог
Итак. В Нидерландах до сих пор чувствуется дух кальвинизма - наиболее радикального варианта христианства протестантского образца. Характер нации если и не сформирован идеями кальвинизма, то уж содержит их в себе как сильнейшую составляющую. Жан Кальвин (1509-1564) был реформатором церкви ранга Лютера. Не углубляясь в теологические вопросы, скажу, что в приверженцах его взглядов сильно выражены/воспитаны комплекс неполноценности и интенция обуздывать "природное зло в себе" посредством тяжёлого труда и отказа от мирских удовольствий. Скорбная, почти монашеская бытовая дисциплина и некоторая, едва ли не государственно поощряемая, простота эмоциональной жизни в комбинации с меланхолическим климатом сделали нацию такой, какой мы сегодня её и наблюдаем. Но "типичность", как водится, и здесь распределена неравномерно - в областях страны, где сильнее были католические идеи, люди и посейчас несколько более расслаблены.
Кальвин же, помимо чисто идеологических новшеств, изменил жизнь церкви ещё и созданием невесёлой системы взаимоотношений: надзор за членами религиозных общин был взаимно-строжайшим и они карались за малейшую провинность. Методы "промывания мозгов" и технологии остракизма использовались жёсткие. Классических кальвинистов в нынешних понятиях вполне можно обозначить как "тоталитарную секту". Хан ван дер Хорст, автор книги "Низкое небо" (Han van der Horst, "De lage hemel", Scriptum, 1996), приравнивает эту модель манипуляций людьми к той, что возникла в России в результате большевистской революции. С течением времени влияние кальвинизма ослабевало, оставляя по себе въевшиеся в мозг идеи и условные рефлексы.
Вообще, уровень религиозности голландцев с 60-х годов 20 века (времени "молодёжного бунта" и начала "эры благосостояния") быстро падает. Можно сказать, что большинство современных жителей Нидерландов - неверующие. Но в воздухе по-прежнему носится стародавнее кальвинистское "упорство и труд - всё перетрут". (Положенное, правда, на ритм хип-хопа.) Осмелюсь предположить, что если бы не этот своего рода садо-мазохизм, свойственный последователям Кальвина, не было бы сейчас ни райского сада ниже уровня моря, ни огромных объёмов экспорта.
Единство: зачем и почему
Ещё одно ключевое явление, необходимое для понимания голландцев - saamhorigheid.
Перевести это иначе как смутным "соборность" я не могу, хотя знаменитый словарь под
ред. профессора Миронова даёт совершенно чёткие варианты: "солидарность, спаянность,
коллективизм". Дух национального единства в здешнем населении очень крепок. Истоки
его надо искать там же, откуда происходит способность и вкус местных жителей к
компромиссу (если речь идёт о достижении взаимовыгодных и ясных целей) - чтобы выживать
на этом клочке земли, поддерживать его в надводном состоянии и расширяться, нужно было
сотрудничать. Любопытный факт: в течение столетий отсутствовало какое-либо
государственное регулирование гидротехнических работ - всё происходило силами населения
данной конкретной местности (от принятия решений до реализации проектов с последующими
их апгрэйдами). Взаимопомощь была осознана как инструмент и стала традицией, но теперь
она имеет многосторонний и отрегулированный на национальном уровне характер. В Голландии
происходит натуральный "социализм с человеческим лицом": с перераспределением богатств в
пользу малоимущих и, соответственно, высокими налогами. Богатые и зажиточные стонут,
но не очень-то - справедливо считая, что лучше содержать бедных, чем провоцировать
социальные взрывы.
Оборотные стороны "общества всеобщего равновесия" + кальвинистской привычки к соглядатайству - традиция так называемого "социального контроля" и распространённая практика стукачества: сонм внимательных глаз (от соседей до местной госбезопасности) смотрит за тем, чтобы каждый оставался "в рамках". Быть особенным, выделяться (opvallen) - "нехорошо", это называется словом gek (псих), это асоциально и непонятно массам. Результатом культа внутренней ординарности стало, например, нерождение сколько-нибудь любопытных голландских литературы и философии. (Помню, как мелко хихикал я над страницей из Бориса Хазанова, цитировавшего в "Мифе Россия" какого-то беглого здешнего интеллектуала: "Уж лучше ностальгия, чем Нидерланды".) Плоды же более прикладных видов творчества (архитектуры, дизайна, живописи, поп-музыки), медицина, ремёсла и технологии - выше всяких похвал. Вы спросите: "А как же панки, конопля и проституция???" Во-первых, "рамки" - понятие в нынешней Голландии растяжимое, а во-вторых, скажу поподробнее и об этом, но позже.
Денег много не бывает. Мало, впрочем, тоже
Невероятное, фантастическое, легендарное скупердяйство голландцев (результат многовекового влияния того же самого кальвинизма и, шире, протестантизма) в последние десятилетия если не принимает очертания мифа, то по крайней мере сильно отступает под натиском идеологии общества потребления. Одним из моторов последнего, является, как известно, навязывание гражданам "системы ложных ценностей" с целью убедить в необходимости покупки того, что задумано продать. Духовные устои страны, где выбрасывание денег на ветер традиционно осуждалось (по крайней мере устно), уже лет 40 пошатывает. На каждом конкретном индивидууме это сказывается в форме своеобразных поведенческих щелчков (те, кому довелось провести много времени в среде голландцев, не дадут соврать): с одной стороны, человек ведёт потоком вдумчивые, невероятно нудные разговоры о том, что надо зарабатывать, копить (знаменитый глагол sparen), с вытаращенными глазами сообщает, что тут сегодня литр молока на 15 центов дешевле, чем там!!, с другой - чуть ли не по нескольку раз в день подвергается жестоким приступам мотовства, спуская деньги на товары и услуги, без которых прекрасно можно обойтись. (Любопытно в этой связи вспомнить о культуре "символов статуса", издавна хорошо развитой в Нидерландах.) Как-то вдруг я понял, что дико раздражён отсутствием на улицах людей в поношенной одежде. Таскаемые шмотки вряд ли куплены более полугода назад. - Их и шьют-то часто едва ли не на живую нитку - всё равно скоро выбрасывать. Личность в дотла стёртых джинсах - нонсенс и раритет: парень, тщательно мостящий улицу или хиппи какой-нибудь недорезанный, аминь. Попадаются, конечно, вековые кожаные куртки и бомжи в плащах времён дэтанта, но тоже мало.
Ещё к вопросу о деньгах: при том, что почти каждый отдельно взятый голландец не
приходит в восторг от иностранцев, Нидерланды тратят огромные суммы на гуманитарные
проекты за рубежом (занимая в ряду "самых щедрых стран" второе место после Швеции),
принимают беженцев (которые висят балластом на местной системе социальной защиты в
лучшем случае несколько лет - пока не проходит первый этап интеграции). Симпатия к
"малым сим", однако, редко в ком бывает движением сердца - почти всегда это продукт
рацио, результат воспитания в принципах
|
взаимопомощи. Как бы то ни было, множество людей получило в NL возможность начать жизнь с нуля. Да и самим голландцам, у которых, скажем, сгорело жильё, или кому влом работать, перспектива умирания под забором не грозит. - По улицам раскатывают в самоходных электро-тележках инвалиды, безработным предлагается веер курсов профобучения, знакомый русский иммигрант кроет правительство последними словами за то, что "мало даёт". Н-да.... Всё это здорово смещает пласты в голове - сегодня слово "бедность" означает невозможность поехать загорать на Майорку. Боже, храни королеву!
Интерактив
Мания планирования, которой подвержены голландцы, поначалу шокирует, но со временем начинаешь видеть в этом и положительные стороны, заводишь, как взрослый, ежедневник и вписываешь в графу 12 september: "День рожд. Мартины. 18:30 - 21:30." Никаких походов за догоном и падения мордой в салат не предусмотрено - иначе Мартина сообщила бы об этом заранее. Приходить надлежит на оговоренные три часа. Ну ничего - можно и дома поимпровизировать: к примеру, с 21:45 до 23:15. Как раз перед чисткой зубов. (Да, всё время забываю сказать - к малочисленным "ненормальным" голландцам [т.е. таким, с которыми можно взаимодействовать привычным образом] следует отнести парочку славистов: они могут и в ночь не выгнать и пол-банки выжрать. Ещё студенты бывают такие же.)
Бросается в глаза, что при первом контакте с абсолютно незнакомым человеком коренной
житель NL стремится немедленно классифицировать собеседника - причём с его же помощью.
Иностранцам, например, с несколько абордажной прямотой задаётся стандартная серия
вопросов: "Откуда Вы родом?", "Зачем приехали в Нидерланды?", "Долго ли Вы уже
здесь?", "Чем занимаетесь?", "А когда ж назад??". При ответе "Живу я тут" обычно
повисает неловкая пауза (впрочем, быстро и вежливо заминаемая). Всё это превращает
посещение званых мероприятий в сущее наказание: раз семь за вечер быть нанизанным
на булавку - дело серьёзное, да к этому вдобавок чувствуешь себя примерно как заевшая
пластинка. А потом ещё народ недоумевает: "Чево это русские так пьют?"... Но многое
искупает момент, когда, встав на цыпочки, жарко отвечаешь даме в ухо: "Я - разведчик.
Давайте сотрудничать."
Они о нас и с нами
Вообще, жителям бывш. Советского Союза весьма подпортили репутацию местное телевидение и газеты. Сообщений позитивного толка с территории 1/6-й не бывает по определению. (Возможно, виной тому репортёрская заповедь "хорошие новости не продаются" или затаённое удовольствие погавкать на слона.) В сознании голландцев здешние "русские" поэтому делятся на: а) мафиози, б) агентов КГБ, в) супругов голландцев/голландок, г) музыкантов и балетных танцоров, д) студентов, достойных жалости по причине своего почти китайского происхождения, е) миксы предыдущих вариантов. - Прекрасный пол, однако, воспринимается намного мягче мужского, с чем его, как обычно, можно поздравить.
Ввиду своего изрядного номадического стажа, могу твёрдо сказать - нас боятся. Взять, к примеру, автостоп: добрый человек решает подвезти голосующего, сажает в машину, но услышав акцент и спросив, не бельгиец ли, получает фразу: "Я русский". После такого сообщения он слегка вцепляется в руль... Однако уже через 5 минут, видя, что всё ОК - стрельбы не будет -, успокаивается совершенно!!! Граждане, долой TV!! -Только личные контакты!! Информационный перекос послужил как-то раз поводом для примечательного разговора: зашедший починить трубу под раковиной водопроводчик, к счастью не задав вышеупомянутою обойму вопросов целиком (клиентов напрягать не принято), гремя ключами, вдруг произнёс: "Слушай, а вот показывают, что там у вас вообще жить невозможно. - Это что, правда??" Я растерялся от подобного оборота и пробормотал, что, в общем, оно соответствует действительности, но это только её часть. "Ага, - сказал он -, понятно". ТАК ЧТО НЕ ВСЁ ПОТЕРЯНО!!
|
Отношения внутри голландских любовных/супружеских пар покрыты для меня мраком. Что до русско-нидерландских семей, то наблюдения за ними показали следующее: 1) в ситуациях "голландский муж, русская жена" чаще всего имеет место "холодная стабильность": первоначальные попытки взаимопонимания сменяются попытками же удовлетворения от того, что есть, мужчина тем временем выполняет предписанную сценарием роль добытчика/защитника, женщина неспешно ввинчивается в грунт - такие семьи существуют обычно от 4 до 5 лет и распадаются, как только загадочная славянка оказывается юридически и культурно готова к свободному полёту, эксклюзивные ситуации совместного долгожительства встречаются среди пар, образовавшихся из немолодых людей, 2) в положениях (невероятно редких) "русский муж, голландская жена" семья либо распадается через год-другой, либо не распадается никогда (последние случаи и вовсе единичны). Самостоятельные русские мужчины, живущие в NL, предпочитают более или менее соотечественниц, импортированные же голландками - оказываются в ситуации непростой: вдруг сваливается на голову полная социальная беспомощность и зависимость от прекрасной половины, невозможность партнёра (чисто техническая) брать на себя ответственность за семью довольно быстро отрезвляет голландок - мало кто из них оказывается в силах тащить на себе мужа в течение нескольких лет, пока тот освоится в стране.
Мужчины, как известно, от природы менее адаптивны, преодолеть экстремальную ситуацию эм-/иммиграции им, соответственно, сложнее - тем более, что под словом "любовь" и в Голландии понимают совсем не то, что в России. "Перепутанные" социально-половые роли и эмоционально-культурное несовпадение ставят первоначальные благие намерения под вопрос.
Ещё одно наблюдение: голландцы культивируют в "близких отношениях"... гм... я бы сказал рациональную искренность: секреты друг от друга не имеют право на жизнь, конфликты должны разрешаться не по старому русско-мексиканскому обычаю (с воплями ненависти, переходящими в кипенье страсти нежной), а выговорены, разложены по полкам и приняты к сведению в целях дальнейшего избежания. И вообще - олимпийский огонь бенгальскому в NL не конкурент.
Да, вопросы однополой любви тут у нас не освещаются (прожектор сломался) - так что милости просим на www.gay.nl и http://www.homodok-laa.nl.
Ритуал и этикет (наброски к двухтомнику)
Жизнь в Нидерландах полна строгих правил: так, лучше воздерживаться от телефонных звонков с 6 до 7 пополудни - это время ужина ( avondmaal), ритуала сугубо интимного, семейного, почти всегда проходящего при свечах. Иностранцу, неопытному в здешних тонкостях, промах, конечно, извинят, но осадок неприятный останется. Не падайте в обморок от вопроса: "А во сколько у вас у русских принято ужинать?" - скажите: "У нас в этом вопросе демократия!" - все будут довольны и произнесут "гы". (Хотя.... гм... скорее, "анархия", пожалуй... Впрочем, фигня:)
В Голландии имеется множество приятных обычаев, сильно облегчающих жизнь: например, если
Вам случится зайти в супермаркет и оказаться с парой едениц товара стоящим в кассу позади
гружёной с гаком тележки, то владелец её (тележки, конечно же) почти наверняка предложит
Вам рассчитаться первым - просто из любезности. - Явление, которому можно только
аплодировать. Да и шофёры, как правило, тормозят перед пешеходами в положенных местах и
жестами показывают: проходи, мол. А вот велосипедистов как раз пропускают пешеходы, хоть
это и противу транспортных правил: разгоняться на лисапеде потом было бы слишком
утомительно - и каждый об этом знает.
Любопытна также привычка голландцев к абсолютно чёткому разграничению времени суток:
06:00 - 12:00 - "утро", 12:00 - 18:00 - "день", 18:00 - 24.00 - "вечер", 24.00 - 06:00 - "ночь". Т.е. если на дворе 18:01, то говорить "Добрый день!" уже нельзя, зато "Доброму вечеру!" - зелёный свет на ближайшие шесть часов. - До сих пор не могу понять, почему это так важно.
Вообще, механистичность голландской жизни и её участников после первых восторгов "правильностью" начинает угнетать хаотично мыслящего россиянина - когда понимаешь, что разум во многом заменяет голландцам чувства. Мало с кем выходит поболтать, не выстраивая тщательные периоды, но по-весеннему перескакивая с творчества писателя Борхеса на широту мысли и узость талии Светки Ван дер Грааф, которая уже с час как должна быть здесь, а мобильник опять, видно, забыла в розетке...
А сейчас будет метафора. Нервных просят удалиться
В массе своей современные голландцы поведенческой
запрограммированностью напоминают компьютерные файлы: соответственно, экзешник вряд ли
превратится в, скажем, .txt, каковые качественные скачки возможны и неудивительны в
России - ввиду царящих там бардака и леонардо-винчизма. Совокупность же голландцев как
почти идеально взаимодействующих файлов, превращает страну в шикарный мульти-медийный
продукт: чудно работающий, неестественно красивый с точки зрения постороннего, и
довольно жестокий для каждого конкретного файла - в том смысле, что существовать
возможно только в предписанном социумом/навязанном себе с его помощью тоннеле.
Постоянные же упорные разговоры в прессе и частной жизни на тему "мы живём в свободном
обществе" ("Мы - страна анархистов!!!" - даже такое приходилось слышать) наводят на
мысль о глубоко спрятанной истерике по причине как раз таки малых возможностей манёвра и
в некотором смысле его боязни. Радикальные заявления подобного рода можно объяснить
желанием сублимировать, если не выходит реализовать. Эту идею подтверждает и факт
эксплуатации в голландской рекламе нескольких расхожих "образов свободы" -
конвенциональных, внешне привлекательных, лёгких для усвоения, к истинной свободе
(общественно опасному приключению быть собой) отношение имеющих как мор к мороженому.
Если рекламисты с их нюхом на слабые места так упорно ставят на один и тот же приём -
значит он срабатывает.
Но не всё так просто. - Видимо, настаёт время озаботиться каким-то другим образом свободы.
В последние годы на рынке труда наметилась тенденция, которая вступает в противоречие с "тоннельной" моделью выстраивания жизни. (А именно труд и всё, что с ним связано - наипервейший местный приоритет.) Речь идёт о так называемой "гибкости" ( flexibiliteit). Лёгкость перекати-поля, случайные заработки, неуверенность в будущем - эти печальные атрибуты свободы (пусть относительной), которые раньше были уделом лишь "неудачников" (и их разновидности - иммигрантов), становятся угрозой душевному здоровью миллионов. (Население бывшего СССР уже вполне знакомо с этими штучками.) В Голландии данная ситуация не влечёт за собой нищенства и т.п. - пределом падения практически здорового "среднего" человека может стать получание пособия по бедности (что в его системе ценностей почти равно моральной катастрофе). "Гибкость" предполагает не стабильные (на года и десятилетия или всю жизнь, как это было ранее) отношения между работодателем и наёмным сотрудником, но краткосрочные трудовые соглашения. Относительно безболезненно этот способ жить осваивает пока только молодёжь (да и то...). Надо знать голландцев, чтобы представить, насколько они зависимы от социального статуса, даваемого наличием работы. Труд - романтическое приключение и почётная обязанность кальвиниста - превратился в роскошь, которую в здешнем обществе надлежит рвать из чужого рта. Типичный случай " люкс-неприятности" (есть и такое голландское понятие).
Свобода и Dutch dream
Виду в предыдущем абзаце изложенного несколько более проблематичным становится планировать персональное будущее в рамках "нидерландской мечты" (учёба - поступление на работу - покупка дома в кредит - заведение семьи и детей - выплата кредита - пенсия - похороны). То есть соответствование стандарту счастья достижимо - однако, ценой не только врождённых способностей, удачи, но и полной задроченности. Жизнь в съёмной квартире, как широко ни улыбайся, - по нидерландским меркам является клеймом "loser" на лбу.
Можно предположить, что голландцам как нации придётся изменять identity в уже обозримом будущем: рынок труда объединённой Европы, видимо, запустит в действие новую для многих модель существования - гибкость не только в плане способности переключаться с одного рода деятельности на другой, но и чисто географическое слаломирование. (Кое-кто [главным образом работники финансовой и дигитальной сфер] уже освоил прелести труда через интернет, купил хижину в тёплых краях и шлёт голландским родственникам солнечные открытки. Даже журнал стал недавно выходить - "Wonen in Frankrijk" ("Жить во Франции") - для желающих туда выпасть. То ли ещё будет.) Пока же население сопротивляется - и процесс идёт с огромным скрипом. Возможно, эти сдвиги в ближайшие десятилетия свалят с катушек многих, возможно, они же увеличат процент редкого на сегодня типа голландцев: открытых для глубоких контактов, свободных от местечкового высокомерия, менее наивных, более заинтересованных в " альтернативных" народах. Последнее-то уж наверняка: "этнически чистых" людей в стране становится всё меньше. ..... Впрочем, может, всё будет происходить как-то иначе: например, маклерская братия сбавит цены на недвижимость - и всем трулялятам сразу же станет веселей.
Страна терпимости
Пресловутую голландскую толерантность к наркотикам, гомосексуализму, проституции и прочим подобным "отклонениям" можно рассматривать в той же плоскости, что и создание в середине 80-х ленинградского рок-клуба: выпускание пара (если не сказать - естественных газов) под присмотром руководящей страной элиты. "Плохое", будучи неистребимыми, получает (при условии своей "относительной безопасности для окружающих"), определённые моральные и юридические права, аккуратные социальные ниши - и существует там вполне благополучно. Такие эксперименты - признак устойчивых, консервативных обществ (каким Голландия безусловно является, а наше отечество - было, и его лидеры даже начинали всерьёз умнеть). Буржуазная демократия местного образца слишком комфортабельна для большинства населения, чтобы система позволяла себе хотя бы намёки на революции (впрочем, намёки-то - да, но не более). Народ по-своему счастлив. Это общество здорово и мудро в том смысле, что догадывается не полностью маргинализировать "пороки", а также грамотно прикармливает неизбежный процент урождённых бунтарей. (Не знаю, брать ли последнее слово в кавычки.) Мы живём в эпоху вакцинации: бюргерам (особенно юным) предоставляется возможность пощекотать себе нервы и перебеситься, не отходя от кассы.
Мне представляется верной широко распространенная точка зрения о том, что NL - "наиболее прогрессивная страна западного мира": голландское заворачивание в фантик "социальных аномалий" можно сравнить c результатом попадания инородного тела в ткани моллюска: отторгнуть невозможно - приходится делать из проблемы жемчужину. Побочный продукт этой коллизии - имидж Нидерландов как "общества вседозволенности" (выгодный, похоже, всем: самим голландцам, любящим комплименты нации, некоторым европейским политикам ("Кошмар! - У них там марихуану в магазинах продают!!"), взволнованным туристам, оставляющим деньги в магазинах, где, злобно хохоча, продают подлую марихуану.)
Дискриминация меньшинства большинством (как автор этих строк понимает демократию, точнее - один из её постулатов) носит в Голландии очень мягкий характер и сопровождается литьём вёдер бальзама на раны дискриминируемых: "Вы - неправильные, но вы тоже хорошие и вы имеете право на жизнь". Присоединюсь к этому с обеих сторон сразу - как гетерофил ("пажалста!") и как иммигрант ("спасиба!").
Роттердамский профессор социологии Ван Доорн в одной из своих работ ввёл в оборот (более того - вынес в заголовок) конструкцию "толерантность как тактика". (J.A.A. van Doorn, "Tolerantie als taktiek", Intermediair, 20 december 1985), рассмотрев в исторической перспективе феномен голландской взаимотерпимости: "Иностранцы этого не понимают. Их оценки колеблются между восторгом от "великодушия" до ужаса перед тем, что принимается за "наивность" и "легкомыслие". Но они не знают историю Нидерландов - эту повесть о продолжающемся веками исключительно прагматичном обхождении городской знати и королевской семьи с республикански настроенным обществом, правителей - со строптивыми "простыми людьми", либералов - с ортодоксами и сектантами. ... Речь идёт о явлении, получившим примечательное название "политики умиротворения": не о социальном мире, который смог бы решить какие угодно проблемы, а о просчитанном и "сделанном" перемирии, заключённом, во-первых, между правительством и обществом, во-вторых, - под наблюдением правительства - между противоборствующими группировками в самом обществе".
Видимо нам, как ничего не понимающим иностранцам, остаётся сказать: "Ну, гут... и пиво у вас хорошее!!"
Кстати, если когда-либо дело и впрямь дойдёт до отправки в дальний космос огромных экспедиций, где поколение должно сменяться поколением, думаю, в этих системах, озабоченных прежде всего собственным выживанием, существование будет удобным, скучным, цветастым и рациональным одновременно. - Потому что планетарное начальство, безусловно, прислушается к советам психологов и укомплектует "стартовый экипаж" представителями нации, для которой есть только внешняя опасность. ("А уж друг с другом они всегда договорятся...")
Интересно, на кого бы мог пасть выбор?
Серж Маркелов
буквы & фотки
P.S. Вышеприведённый текст перед помещением на сайт был показан разным понимающим толк людям. Один из них - уроженец Питера, но житель Брюсселя, прислал в ответ записку, погрузившую меня в раздумья:
"Вспомнился рассказ моей тети (дело происходит в 70-х годах в Гомеле): к ним на работу приехал лектор проводить политинформацию. Среди прочего он сказал, что американцы постоянно жуют резинку, чтобы заглушить чувство голода. Не обижайся, ради Бога, я это просто так :-).
Есть какая-то ложь, когда начинают говорить о целом народе и приписывать ему определенные черты поведения. Сам не могу до конца додумать эту мысль - ведь все-таки грузины, в среднем, более вспыльчивы, чем русские :-).
Пока Андрей
|
|
|
|